|
Методы определения
социотипа. Определение социотипа
остается все еще трудной задачей. Это связано с отсутствием надежных методов
диагностики социотипа и искаженными представлениями человека о самом себе
(ошибка, неискренность, намеренное лукавство, выдал желаемое за
действительное, не понял вопроса, хотел показаться более социально приемлемым
и т. д.). Поэтому для определения социотипа рекомендуется использовать разные
методы диагностики. Это дает возможность выдвинуть несколько гипотез о
социотипе диагностируемого и затем по описаниям типов определить его
настоящий социотип. Определять социотип
можно по: - дихотомиям Юнга и признакам
Рейнина; - реакции на разные виды (аспекты)
информации (по функциям модели А). Для определения
социотипа можно использовать следующие методы диагностики: - Угадывание типа; - Соционическая
физиогномика; - Тесты; - Беседа; - Экспертная оценка
опытными социониками; - Графологический
анализ почерка; - Наблюдение за
поведением; - По описаниям
социотипов; - По отношениям с
людьми, чьи типы известны; - Анализ
деятельности по материалам (автобиография, литературные произведения). Тесты. Тест О.И.Масляева "Ваза". Тест 8-ми фигур (из
системно – векторной психологии), на ведущую функцию. Угадывание типа. Аспект черной
интуиции (визуальный канал) дает возможность мгновенно определять социотип по
внешности человека. Для этого необходима предварительная подготовка в запоминании
отличительных особенностей внешности социотипов по фотографиям или самим представителям
этих типов. Затем мысленно сравнивая внешность оцениваемого с теми
особенностями, что Вы запомнили, Вы сможете мгновенно угадывать социотип
человека. Пример: "Один из путей
обнаружить проявления типа в реальности - это задействовать визуальную
систему. Через формирование в голове визуального прототипа каждого типа
становится возможным смотреть на человека и видеть, к какому типу он,
вероятнее всего, принадлежит. Чтобы сформировать прототип, необходимы
множественные насмотры видео и фото так называемых прототипичных (то есть
ярких, наиболее характерных) представителей каждого из 16 типов. В любом
случае, вне зависимости от того, к какому подходу в типировании вы
склоняетесь, я считаю далеко не лишним делать такие насмотры." (http://community.livejournal.com/socionica74/11525.html). Подобные
возможности дает и белая интуиция, но внимание тут обращается не на человека,
а на его образ – одежду, ее детали, прическу и т.д. Пример считывания и
анализа образа: "Сначала я увидела
на фото Платье и оно по-хорошему зацепило. Потом достроился образ хозяйки -
голова в очках, ноги и улыбка. Причем ноги "появились" раньше
головы. И несмотря на стройность, их захотелось как-то затемнить,
приглушить(или "одеть":)). Потом отметила, туфли - модные и с
темпераментом, что вроде бы плюс, т.к. не дает образу превратиться в слишком
приторный или правильный, но для воздушности этого платья тяжеловаты и вроде
из другой оперы - платье при всей экспрессии все же романтичное, туфли явно
агрессивные и возможно сгодились бы, но - шатенке или брюнетке- миниатюрная
блондинка Эвелина в этом платье слишком нежна для них.(предложила бы светлую
замшу или велюр, также на платформе, с округлым закрытым носом, на прямом
толстом высоком каблуке). Голова слишком классическая, прическа просится быть
поднятой наверх, чтобы открыть шею и этим зрительно несколько уравновесить
пропорцию открытого тела сверху и снизу, а также возможно, выпустить какой-то
вольный локон, чтобы поддержать вольное настроение платья и его плавные
линии. Конечно же, интеллектуальная оправа очков здесь чужая (я сама ношу
похожую и одевая романтические наряды - сталкиваюсь с той же проблемой
несоответствия стилей, все собираюсь завести "праздничную оправу",
но праздник проходит и в суете все забывается:(( и полностью согласна - линзы
уже "не красят" - слишком долго ношу очки). Судя по длине платья - оно коктейльное, но
одновременно я вижу в нем очевидную "карнавальность", т.к. оно
недвусмысленно несет образ - цветка, бутона. Вероятно, при другом освещении -
либо приглушенном, деликатном, возможно со свечами либо при
"карнавальном", оно воспринималось бы гораздо интереснее. Возможно
так все и было, а репортеры застали Эвелину в неподходящей обстановке холла.
Если вскользь коснуться кавалера, то при таком наряде дамы, его образ
воспринимается как чересчур жесткий. Деловой стиль костюма ( а черный топ
несет в себе еще и черту повседневности) также конфликтует с романтическим.
Как компромисс - можно было бы добавить чуть романтики или шика, например,
шелковым шейным платком. В качестве вывода: платье хорошо, но очень
требовательно. О чем сказала мне Эвелина: В первую очередь, о своем чувстве юмора, О доверии к окружающим и не боязни авантюр
(экспериментов). О желании получить хорошую порцию внимания и
потому готовности к легкому эпатажу, провокационности. О любви к ярким эмоциям у себя и желании вызывать
их у других в противовес слишком сдержанным, размеренным будням - это
приглашение повеселиться вместе. О нереализованном в детстве желании пошалить и
необходимости по-прежнему, быть правильной девочкой, отличницей, нравиться
окружающим. О нерешенном противоречии между "хочу" и
"должна". О смещении акцента с себя на окружающих,
постоянном цейтноте, недостаточности времени для себя. Экстраверт, этик, рационал. И еще о том, что я и она сделаны из одного
теста:))" (http://club.season.ru/index.php?showtopic=6739&st=220&p=126079&#entry126079). Метод насмотра и
считывания образа дает такую же точность что и все остальные, зато экономит
время. Фотокаталог для насмотра можно найти здесь: http://tipolog.narod.ru/Fotokatalog/fotokatalog.html
и еще http://www.photosynth.su/ и еще
http://16ego.ru/photos/ Соционичесая физиогномика. Телосложение помогает в определении
признаков интуиции - сенсорики. Ярче всего эти аспекты выражены у
иррациональных типов, а у рациональных типов слабее. Для оценки можно
использовать типологию немецкого психопатолога Э. Кречмера, который выделял
три основных типа телосложения: пикник, атлетик, астеник. Пикник чаще всего
является сенсориком. Пикник — (от греч. — толстый, плотный)
среднего или малого роста, с богатой жировой тканью, расплывшимся туловищем,
круглой головой на короткой шее, с мелким широким лицом. Обнаруживает
тенденцию к ожирению. Астенический тип
телосложения обычно (но не обязательно) указывает на интуитивный тип.
Астеник — (от греч. — слабый) отличается слабым ростом «в толщину»
при большем росте «в длину»; худой, тонкий, с бедной соками и кровью кожей,
узкими плечами, длинной и плоской грудной клеткой. Имеет хрупкое
телосложение, высокий рост, вытянутое лицо, длинный тонкий нос. Нижние конечности
длинные и худые. Астенические женщины напоминают астеников-мужчин,но они не
только худощавы, но и малорослы. Бросается в глаза их преждевременное
старение. А вот атлетики могут
быть как интуитами так и сенсориками. Волосы по цвету
(натуральному), жесткости и прическе помогают в определении признаков
рациональности – иррациональности и позволяют выявить иррациональных этиков.
Так, натуральный цвет волос - белый (блондины), желтый (светло русый) и рыжий
указывают на признаки иррациональности и этики (Дюма, Есенин, Наполеон,
Гексли). Цвет волос
иррациональных этиков. Натуральный черный
(брюнеты) цвет волос указывает на признак иррациональности, но вторым
признаком может и этика и логика. Черный цвет волос указывает
на иррациональность. Цвет волос темный
(шатены), указывает не на признак типа, а лишь на усиленный рациональный
акцент типа на этике или логике. Но тип при этом может быть иррациональным. Шатенами обычно
являются рациональные типы, но могут быть и иррациональными. Светлые (русые)
волосы указываю на присутствие признака интуиции в типе. Русые волосы
присущи интуитам. Жесткие волосы,
стрижка ежиком или зачес назад указывает на признак ирацциональной логики
(Дон Кихот, Жуков, Бальзак, Габен). Иррациональные
логики. Признак логика –
этика можно определить по лицу. Так, проведенные профессором Автандилом
Ануашвили, автором метода видео – компьютерной диагностики типа,
исследования показали, что на правой половине лица отражается состояние
правого полушария мозга, на левой половине лица - состояние левого полушария
мозга. В результате лица большинства людей ассиметричны. Мы не привыкли на
это обращать внимание, но если сфотографировать лицо человека и составить два
его портрета - один из двух правых половинок лица, второй - из двух левых
половинок, то иногда эти лица будут очень сильно отличаться. Понятно, что это
будет свидетельствовать о внутренней дисгармонии, доминировании одного
полушария и подавленности второго. Функции правого и
левого полушарий различны. Левое полушарие отвечает за логику, анализ,
количественную обработку информации (счет) и выработку стратегии поведения.
Правое полушарие отвечает за интуицию, воображение, творчество, целостное
восприятие ситуации. Поэтому, если у человека доминирует левое полушарие, то
ему близки виды деятельности, связанные с техникой, администрированием,
бизнесом, наукой и другими сферами нашей жизни, где требуется принимать
логически обоснованные решения. При доминанте правого полушария человек
больше руководствуется своими чувствами и интуицией, а это очень важно для
людей творческих профессий - поэтов, художников, писателей, изобретателей и
т. д. Таким образом,
более активная половина лица указывает на признак, левая - логика, правая -
этика. Графологический анализ почерка. Метод предложен
Инессой Гольдберг, руководителем Школы Графоанализа, автора обучающих книг (http://www.grafologia.co.il/ru). Признак логика проявляется предпочтением в
почерке выгнутых форм, или аркад. Образ «перевернутой чаши», или как щит,
крыша, прикрытие, которое – а) - закрытое
сверху и позволяющее, с одной стороны, «не открываться» - т.е.
отгороженность, определить и держать четкую границу своей автономности и
личного пространства, где можно «держать все при себе», быть «у себя на уме»,
а с другой – это позволяет и «не впускать»: обезопасить себя от вторжения и
необходимости делиться всем. б) - и открытое
снизу, что позволяет как бы закрыться от влияний, быть менее доступным для
открытости и интеракции. Т.е. происходит как противодействие к тому, чтобы
получать, принимать в себя (впечатления, информацию, переживания), так и к
тому, чтобы отдавать из себя вовне, делиться этим накопленным содержимым. Признак этика отражается преобладанием в
почерке вогнутых форм, или гирлянд. Образ «чаши», чашки, емкости, а) - закрытой снизу
и позволяющей накапливать и сохранять что-то внутри, б) - и
открытой сверху, что позволяет быть открытым вовне, быть расположенным к
открытости и интеракции. Т.е. как получать,
принимать в себя (впечатления, информацию, переживания), так и отдавать из
себя вовне, делиться этим накопленным содержимым. Признак сенсорика отличается преобладанием
прямых линий и углов. Образ углов и прямых линий («палок»), т.е. это крайне
негибкий материал, насколько жесткий и несгибаемый, что он может быть или в
прямом состоянии, или – в сломанном. Угол – ни что иное, как резкий излом,
когда руке и движению пришлось резко остановиться, сломать более плавную
траекторию линии, и резко же изменить ее. Признак интуиция выражается нитеобразными
штрихами и формами. Образ жидкой субстанции, т.е. это крайне гибкий материал.
Настолько, что не имеет или практически не имеет своей собственной формы, его
невозможно сломать по определению, его суть податлива и эфемерна. Нить – ни
что иное, как расслабленное или свободное написание, движимое облегчением
усилия – обтекаемостью и упрощением движения. По материалам Инессы
Гольдберг, руководителя Школы Графоанализа, автора обучающих книг (http://www.grafologia.co.il/ru). Продолжение
следует…. Ресурсы интернета,
где можно пройти соционическую диагностику. Сон – опросник для
определения ведущей функции бессознательного: http://www.socionics.su/2009/05/vertegov-gi-primenenie-formalnogo-analiza-snovidenij-pri-opredelenii-vedushhix-psixologicheskix-funkcij/ |
|||||||